Милосердие как путь к радости
В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).
Евангелие, таким образом, однозначно свидетельствует: кто видит нуждающихся и не делает всего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодатное общение со Христом. «Кто пропускает случай сделать добро, – поясняет преподобный Никодим Святогорец, – тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя». […] Читать далее …
О милосердии — Цыганкова Н.В.
Введение
Мир вступил в XXI век. Человечество за прошедшее время изменилось: из homo sapies оно превратилось в человека «разумного» и «цивилизованного» — как само считает. Но, удивительное дело, став умнее, оно, вместе с тем, стало и более жестоким, изощренным, гордым и самолюбивым. Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера, любовь, совесть и милосердие постепенно забывается. Но правильно ли это? Ведь, прожив 50, 60, … лет человек умирает. Помним ли мы об этом? «Да, я грешный, но я молод, живу один раз, хочется насладиться всем и вся. Может быть на пенсии займусь покаянием и добрыми делами». Но часто смерть застает людей неготовыми, они умирают во грехах. Смерть — это ведь закономерность, неизвестно когда, но происходящая. И всегда «помните, что она не за горами, а за плечами, и всегда готовьтесь к ней и трудитесь для спасения своей души; а в сделки с совестью не входите и помните, что Бога не обманешь. Рано или поздно Он взыщет и за обман, и за ложь, и за небрежения».
Долго ли мы будем забывать, что Бог «поругаем не бывает», и «как ты относишся к людям, так и они к тебе». Возможно, пройдя все «круги ада» — войны, смерти, болезни и т.п. — мы вернемся на круги своя и вспомним, что цель нашей жизни — добро. Добро, а не равнодушие. И в первую очередь — милосердие. Посмотрим, как и чему учили святые Отцы, и в чем в действительности состоит смысл жизни и предназначение человека. […] Читать далее …
Пуговица. Притча
Жил один человек и жил он не очень хорошо – путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит – у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом.
Потом он умер, и видит: весы – слева его зло лежит, тянет вниз, а справа ничего нет, пусто! И зло перетягивает. – «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут… И чаша с добрыми делами перевесила. – «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула?» — Удивился человек. – Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!»
И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
Валентина. Невыдуманная история
Помню, как-то утром, лет пять назад, бежал я в толпе на работу и сунул какой-то нищей, просившей милостыню неподалеку от монастыря, рубль. Сунул – да и заспешил было дальше, но одутловатая, в толстых очках, тетка – а именно ей я и сунул рубль – придержала меня за рукав:– А мешка муки для бездомных деток не подашь?
Сам по себе вопрос меня не удивил: я работаю в монастыре просфорником. Сотни, если не тысячи прихожан ежедневно видят меня и моих товарищей, когда мы, накинув поверх белой рабочей одежды серенький халат, выскакиваем по какой-нибудь надобности на монастырский двор. Многие нищие со мной здороваются, а регулярно, раз в два-три года, сменяющиеся бомжи так те и вовсе затевают диспуты, нужно ли, допустим, в наше время работать, или кто из нас – я, вкалывающий от и до, или они, свободные и никому ничего не должные, – быстрее уйдут из жизни, и потому кто счастливее. То есть это я к тому, что меня запросто можно узнать. Но тут была явно не бомжичка: женщина трезвая, без синяков и ссадин, одетая скромненько, но чисто. Руки у нее были ухоженные, не натруженные, взгляд кроткий и несколько отрешенный, какой обычно бывает у слегка психически неуравновешенных людей. В старину таких обычно с любовью и некоторой таинственностью называли юродивыми. А сейчас придумали другое, более емкое и однозначно негативное слово, – «шиз». И вот эта явная стопроцентная «шиза» просила у меня не денег и даже не одежду или обувь, но, как я уже сказал, мешок муки для бездомных деток. С чего вдруг? […] Читать далее …
Благотворительность и милостыня. Из наследия Оптинских старцев
Слепцы. Художник: А. Пластов |
Время поста – самое благоприятное для дел милосердия. Старцы Оптинские часто напоминали о милостыне и благотворительности.«Блаженны милостивые»
Преподобный Лев учил быть милостивыми и напоминал о словах Евангелия: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).
Преподобный Антоний писал:
«Сказано: “Блажен человек, который скотов милует”, – но в тысячу крат блаженнее тот, кто нищих, убогих и хромых приемлет на себя. Как бы его самого напоили и успокоили».
Старец напоминал, что за каждого странного и убогого, которому оказывается милосердие, Господь подает Свою милость:
«…возьмите на заметку сие, что, сколько в вашем благословенном доме ни было от странных и убогих, за каждого получите по мешку, то есть богатую от Господа милость… Царствие Божие ваше будет!» […] Читать далее …