В селе Ефимьево Переславского района Ярославской области создается уникальное место. Там заботятся о престарелых и больных, помогают людям обрести дом, почувствовать себя полезными и, несмотря ни на какие трудности, ощущать любовь и радость к жизни. Это место называется «Божедомье». Работа по его обустройству ведется с 2002 года епископом Анатолием Аксеновым. Владыка рассказал об особенностях этого места, о том, какая работа там осуществляется и с какими трудностями приходится сталкиваться.
Что означает «Божедомье»
«В свое время я писал кандидатскую работу в Московской духовной академии, — вспоминает Владыка Анатолий, — и, работая с летописями, постоянно встречал такой термин, как «божедомка». Это место, где находились живые, никому не нужные люди; они собирали и хоронили мертвых, также никому не нужных».
Владыка пояснил, что раньше не было столь развитой системы связи, как сейчас, и, если люди пропадали без вести, погибали на войне, родные не всегда об этом знали. Однако находились те, кто хоронил незнакомцев в определенных местах – божедомках. Потом там появлялись храмы. В частности, в Переславле такое божедомье впоследствии стало монастырем преп. Даниила Переяславского с собором Живоначальной Троицы и храмом в честь всех Святых. Ибо только Богу известны Святые, которые были здесь похоронены.
«Само слово мне тогда очень понравилось, — отмечает Владыка. – «Божедомье» — это Божий дом. Господь говорил: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ». Люди должны иметь дом. Это место, где человек может отдохнуть и каждый раз начинать по-новому свой путь. У христианина он начинается и заканчивается в храме, там проходит вся жизнь. То есть храм должен быть домом — домом Божиим, домом христианина, домом правды.
Также мы должны храм сделать домом для гостей невоцерковленных, но ищущих пример веры. Гости могут быть разные — маленькие и большие, здоровые и больные. Согласно Евангелию, Господь обязует нас особенно трепетно относиться к инвалидам: «Идите на распутье, соберите всех нищих, увечных, хромых и слепых…»(Лк.14,21), — таким образом мы должны оказывать эту милость тем, кто ждет ее. Храм должен быть домом для КАЖДОГО пришедшего помолиться».
АНО «Божедомье»
Позднее Владыка создал автономную некоммерческую организацию по оказанию помощи престарелым и больным, и название она получила от того самого слова «божедомка».
«Цель «Божедомья» состоит в том, чтобы храм, в котором я являюсь служителем, стал домом для всех, кто туда приходит, — говорит Владыка Анатолий. — Не офисом (пришел, отметился, услышал что-то и ушел), а чтобы человек мог прийти и пожить, как в Евангелии сказано, «возлечь» (со старославянского «потрапезничать») со всеми, кто там живет. Это не в нашем понимании «ночлежка», а именно в том смысле, что прийти и получить все необходимое для жизни.
Мы начинали поднимать храм с нашими бабушками в 2002 году. Денег у нас не было – порой не хватало даже на хлеб, на транспорт. Бабушки приносили что-то от своей пенсии, приглашали детей помогать. Со временем мы раскопали огороды, сделали храмик, в который стали ходить молиться, венчаться, креститься инвалиды, и здоровые люди, и те, кто стесняется ходить, допустим, в городской храм. Эти же бабушки стали помогать убираться в храме, готовить пищу, ухаживать за огородами. Постепенно к нам стали приходить беженцы, которым нужна была помощь, кров.
Сегодня у нас действует один домовый храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и достраивается второй – в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость». Это специальный храм без порогов, инвалид прямо с улицы может на колясочке въехать в храм, участвовать в богослужении, включая крестный ход. Там планируется создать библиотеку, раздевалку, туалеты, столовую, не нарушая при этом святости храма.
У нас завязались отношения с некоторыми обществами инвалидов. Они приезжают к нам обыденкой, потому что там ночевать пока негде. Мы проводим краткий молебен, и далее — обязательно трапеза. Кроме того, «Божедомье» находится в сельской местности, там продукты наисвежайшие: парное молоко, творог, сметана, картошка со своего огорода, капуста, помидоры, огурцы. А когда есть повар, можно и плов, и шашлык приготовить, потому что у нас все свое: огороды, овцы, коровы. Какой это восторг для инвалида, который в городе даже на улицу почти не выходит.
Впечатлений всегда очень много, и за трапезой люди раскрываются. Рассказывают о своих болезнях, чаяниях, обидах и выходят просветленными от общения. Именно от общения друг с другом, потому что они лишены этого дома. Важно, чтобы каждый человек мог общаться не только с теми, кто его привез, но и с такими же людьми, которые тоже нуждаются и имеют еще более серьезные проблемы.
Философы говорят, что жизнь – это движение, а в богословии жизнь есть общение. Вспомним, как поется в кондаке Св.Троице: «В соединение вся призва и согласно славим Всесвятаго Духа». Для того чтобы жить, нужно соединиться с источником жизни. А источник жизни предполагает соединить всех, иначе результата не будет. Например, капелька она капелька, но если много таких соединить, получится река. А если реки соединить – это океан, безбрежный, бесконечный. Также и Господь стремится все капельки соединить в океане жизни».
«Ситуация какая-то даже не беспомощная, а злая, убивающая»
«Финансовая сторона не получила у нас развития по объективным причинам, – продолжает Владыка. — Мы обращались в различные государственные структуры. И вот с какой проблемой столкнулись: фонды, например, готовы финансировать конкретных людей. И это правильно. Кто будет в лесу финансировать разлагающийся пень? Никто не будет. Если будет какой-то дом, в котором живут люди, — это нормально. Так вот люди у нас не живут — в основном «приехали-уехали». Нигде это не фиксируется, не регистрируется, потому что крыши нет у здания. Но люди уже приезжают.
Жизнь вроде бы проходит, но она не зафиксирована и находится вне зоны действия фондов. Нам неоднократно говорили: «Давайте десять коек, десять лежачих больных, и мы вас обеспечим». Но мы не имеем такой возможности, поэтому оказались в сложной ситуации, а найти человека, который бы поверил и смог бы вложить какие-то свои средства (государство здесь, естественно, исключается), не смогли. В нашем распоряжении лишь средства от собственных зарплат и пенсий добрых людей.
Ситуация какая-то даже не беспомощная, а злая, убивающая. Знаете, когда улыбается и убивает. Мы пытались объявить о себе. Выходили даже на международный уровень, нам очень помогло швейцарское посольство. Посол Швейцарии господин Эрик Хоффер приезжал к нам в гости. Остался очень доволен. Приехал на 40 минут и пробыл часов пять. Он помог сделать корпус жилым и обещал содействовать в дальнейшем. Но, к сожалению, это не осуществилось. Сейчас туда приезжают бабушки и живут рабочие. Люди благословляют начатое дело, но нужна помощь для его развития, пока она невелика».
Социальное служение
Мы живем в такое время, когда в церкви уже можно не только молиться и говорить о Боге, но и реализовать себя как христианина, то есть делать что-то доброе. «Господь ожидает, чтобы мы были милосердными и имели попечение о тех, кто нуждается в нашей помощи», — говорит Владыка.
«Сейчас Святейший Патриарх, в свете того, что в Церкви происходят изменения, появляются новые возможности, благословил нашу церковь заниматься социальной работой, – продолжает он. — Социальная работа – это богослужение вне церкви. Допустим, для властей социальная работа – прямая обязанность, это забота о тех, кто нуждается в государственной помощи. А вот в Церкви — это богослужение вне храма, и нельзя рассматривать это служение как инициативу «кто хочет, кто не хочет». Церковь должна быть плодоносной смоковницей. То есть должны быть не слова, а дела милосердия, любви, помощи, взаимное уважение, доверие, благорасположение. То, что мы слышим в Евангелии, находясь в церкви, должно быть воплощено нами вне стен храма. Тогда получится это «Божедомие» не на словах, а в реальности, на деле.
У нас объединились люди, которые хотят и любят делать добрые дела. Не каждый своей целью ставит зарабатывать деньги — предпринимательство это все-таки какое-то особое свойство. Для всех общее и нормальное состояние – это быть полезным, чем бы человек ни занимался. Мы готовы сделать такое движение, чтобы были мастерские, выставки, ярмарки. К сожалению, мы ограничены в финансовых возможностях, но надеемся, что в недалеком будущем некоторые вопросы будут решены.
И другой момент. Люди, которые со мной открывали в Переславле храмы с 1994 года, стареют. Тем бабушкам, которые начинали в 1994 г., уже за 80, они ходить не могут, а многие умерли. И не каждая бабушка может пойти в городской храм: туда или идти далеко, или нет ни стульчика, ни раздевалки, ни туалета. Это проблема. Из-за этого человек не ходит в церковь. У нас в «Божедомьи» — небольшой храмик, домовой. Там все поют, участвуют в Богослужении, желающие могут сидеть. Если кому-то плохо, за стенкой есть диван, чайник, прихожанин может чашку чая или кофе выпить, принять лекарство при необходимости и прочее. Служба заканчивается – обязательно чай, обязательно беседа.
Я считаю, что это направление будет и должно быть основным в церкви. Ведь государство дает человеку пенсию, но оно не дало гарантию, что больному правильно поставят укол, что ему принесут нужные продукты, что он придет в храм и подготовит свою жизнь к вечности. Нет таких гарантий. Это может сделать или социальная служба при храме, или сам храм. Сейчас наше социальное служение имеет развитие, и, надеюсь, принесет добрые плоды.
Когда меня Святейший направил на послушание в Синодальный отдел по социальной работе и благотворительности, я ему рассказал о «Божедомье», и он благословил, чтобы «Божедомье» было законченным проектом, примером того, как осуществлять социальную работу с инвалидами и с другими людьми».
Уникальность места и его перспективы
«Божедомье» — это великолепное место, – рассказывает Владыка Анатолий. — В Ефимьево настолько все приспособлено к тому, чтобы можно было встречать молодых людей, старичков, проводить там время. Место уникально тем, что туда можно подъехать легко. Это приспособленный овцекомплекс. Мы же все овцы Божии, а там были овцы человеческие, то есть для человека. Это 10 га забетонированной площади, а по периметру располагаются здания хозяйства. Перспектива развития этого «Божедомья» не на одну жизнь, я думаю.
Хочется, чтобы храмы в крупных городах отправляли туда молодежь, больницы – своих подопечных, чтобы побыть на природе и пообщаться с такими же людьми могли инвалиды.
У нас есть генеральный план «Божедомья». Мы сейчас строим второй храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Но главный собор должен быть в честь Александра Невского. И знаете почему? Александр Невский стоял у истоков сохранения Руси как государства. Он в 1240 году отдал свой княжеский дворец инвалидам, а сам уехал в Новгород княжить. Так в Переславле появился первый дом инвалидов. И вот мы хотим построить собор в честь Александра Невского, потому что он «положил начало» милосердию в государстве. Но это пока только в мечтах.
Аналогов «Божедомья» нет нигде. Я знаю, что есть дома престарелых, есть общины, есть еще что-то, но такого, чтобы во главе был храм и храм – это дом Божий и дом для человека, такого нет. По крайней мере, я не видел. Дай Бог, чтобы было!»
Беседовала — Марьяна Фесюк